StarCraft - Adolf[RA] - Воспитание профессионала.Части 4-10. 4. Тренировка команды

    Конечно же, наиболее результативными являются командные тренировки. Как и все люди, игроки тяготеют к объединению в кланы и команды, которые делятся на несколько видов. Первый и самый распространенный - локальные кланы, кланы, состоящие из некоторого количества людей, проживающих, как правило, в одном месте, и которые часто связаны дружескими отношениями. Второй - команды, организованные через интернет. Игроки не знают друг друга в реале, но общаются, вместе тренируются и часто заводят свои клановые странички. Естественно, бывают и смешанные виды кланов, когда часть людей дружит и играет в реале, а с остальными членами клана общаются через интернет. Эти кланы объединяет одно: держатся они, как правило, на голом энтузиазме. Иногда они находят для игр бесплатное машинное время, иногда - интернет, но играют они, в основном, для своего удовольствия, не ставя перед собой серьезных целей. Правда, частенько в таких кланах бывает 1-2 хороших игрока, на которых все ориентируются и которые поддерживают престиж клана в кланворах.

    Говорить о профессиональных кланах, тем более в условиях СНГ, несколько преждевременно. Такие монстры, как SK, 4K, PG, и, естественно, огромное количество мощных корейских кланов имеют обычно хорошую финансовую основу. И костяк этих кланов в первую очередь составляют профессиональные игроки, игроки, которым руководство команды обеспечивает поездки на чемпионаты, место для тренировок, а часто и зарплату.

    Найти спонсора и стать профессиональной командой - мечта почти каждого клана. Но мечта часто несбыточная. Давайте смотреть на вещи реально. Например, без хорошего интернета как такового (хотя для Стар Крафта много и не надо) ваши шансы на серьезном уровне будут не очень высоки.

    Как создать достаточно сильный клан, не имея практически ничего? Что вам нужно, чтобы ваша команда стала самой сильной в городе и чтобы вы добилась успеха на более серьезном уровне?

    Вы должны поставить перед собой четкую цель. Как только поставили перед собой цель - идите к ней. Помните, что в любой команде самое главное - это не финансовые проблемы, а человеческий фактор. Наверняка, у вас есть друзья, с которыми вы вместе решили организовать клан. Помните, что, как бы вы хорошо к ним не относились, многие из них играть бросят или окажутся недисциплинированными лентяями, за которыми надо будет бегать и заставлять их тренироваться, либо просто не будут иметь способностей к игре. Учтите, что уже через год в вашей команде может полностью поменяться состав. Многие команды по Каунтер-Страйку, например, через пару лет после основания не имеют в своем составе ни одного из игроков-основателей. Отнеситесь к этому спокойно. Главное - это ваша личная убежденность, ваша личная уверенность, что все получится. Не стремитесь брать в команду сильных игроков. Это привилегия профессиональных команд, они удерживают их деньгами, а чем вы удержите их? Сильные игроки, как правило, люди капризные, если они пришли в ваш клан, то считают вас обязанными им, часто не очень корректно себя ведут и очень быстро уходят при малейших трудностях или увидев более интересную перспективу. Конечно же, есть и исключения, но они очень редки.

    Не ждите благодарности от игроков, которые научились играть именно под вашим руководством, в вашем клане. Большинство из них - эгоисты, часто просто по возрасту, по подростковой самоуверенности. И когда такой игрок покинет вашу команду, скажите ему, что вы думаете о его поступке, но не очень переживайте.

    Когда вы будете формировать команду, постарайтесь не набирать много людей, не берите всех желающих. Пусть предложение вступить в клан исходит не от претендента, а от вас самих. Поиграйте с этим человеком немного в одном клубе, присмотритесь к нему, посмотрите, какой он человек, будет ли он трениться, делать что-нибудь для команды, или он относится к игре только как к развлечению. Лучше сто раз подумать перед принятием нового человека, чем потом выгонять его, наживая врага или мучаясь с его скверным характером. Не берите человека в команду по принципу: «Да, человек он, конечно, хреновый, но зато как играет». Лучше размышляйте так: «Играет он, конечно, замечательно, но как человек - полный ноль».

    Хорошо, когда руководитель команды - человек с опытом, пользующийся уважением остальных членов клана, который может сыграть роль третейского судьи. Часто на такую роль подходят заинтересованные в развитии киберспорта хозяева компьютерных клубов, которым приятно иметь свою сильную команду, среди них иногда попадаются не только «делатели» денег, но и действительно опытные, знающие люди, которые любят компьютерные игры и разбираются в них.

    Какие-либо решения, касающиеся жизни клана, не стоит принимать в одиночку, даже если вы сомневаетесь, что остальные тиммейторы вас поддержат. Диктатура - первый шаг к развалу команды. На вас как на главе клана будет лежать большая ответственность: поддерживать ваших игроков в трудные минуты. Кибеспорт богат радостями и разочарованиями. Каждый чемпионат - это испытания на прочность, юная психика очень неустойчива, и поэтому вам надо всегда быть рядом со своими игроками, поддерживать их, указывать на их ошибки, подсказывать способы их устранения. Где-то играть роль психолога, педагога. Главное, постарайтесь сами не поддаваться слабости и не смотреть на мир сквозь черное стекло даже в периоды ваших неудач.

    Кто ищет - тот найдет. Если вы действительно загорелись целью создать сильный клан и отдаете этому много сил и времени - у вас все получится. Только не пытайтесь все сделать самостоятельно, равномерно распределяйте обязанности, хороший руководитель не должен все делать сам, он должен сделать так, чтобы его организация работала как единый, хорошо смазанный механизм.

    Теперь немного поконкретнее о тех шагах, которые вы должны предпринять. Итак, у вас есть несколько человек, которые горят стремлением завоевать мировой Олимп киберспорта. Нет пока главного - места для тренировок. Да, конечно, можно играть в клубе за деньги - но это как-то несерьезно, на первых порах, конечно же, можно, но вам нужно искать другие варианты. Начинайте обходить клубы в вашем городе и разговаривать с хозяевами. Не просите сразу же бесплатное время, разъясните ситуацию, расскажите немного о киберспорте, о том, как здорово обстоит с этим дело в других странах, городах. Скажите, что вы профессиональная команда, обрисуйте какие у вас цели и задачи, расскажите о своих достижениях - здесь пригодятся и кубки, и грамоты, и устные заверения :). Добейтесь на первых порах хотя бы скидки, не надо только возмущаться и ставить себя так: мы такие звезды, нам зарплату должны платить, а тут халявы нет. Хозяин клуба ничего вам не должен - это меценатство чистой воды. Только очень хорошие игроки привлекают в клуб новых клиентов, и этот процесс долгий. В клубе старайтесь показать себя с лучшей стороны, помогайте админам, чистите мыши, в конце концов, заведите какой-нибудь стенд, на котором вывешивайте новости киберспорта или вашего клуба, придумывайте, изобретайте. Проведите какой-нибудь чемпионат и т.д.

    В скором времени вы добьетесь бесплатного времени, а, возможно, и интернета. Кстати, большинство игроков получают халяву через друзей, работающих админами в компьютерном клубе. Один из идеальных вариантов: свезти на пустующую квартиру свои компы, провести сеть и сидеть тренироваться в тихой домашней обстановке. Главное - не превратить упорные тренировки в праздник вечного пьянства :).

    Задача номер один выполнена, и у вас есть где играть. Теперь нужен грамотный режим. Правило номер один: лучше не играйте по ночам, если есть такая возможность. Кто-то, конечно, будет говорить, что он «сова» и ему особенно продуктивно думается по ночам и т.д. Но на самом деле такие тренировки подрывают ваше здоровье. Представьте себе штангиста или бегуна, тренирующегося ночью. Ночью организм человека должен отдыхать, это его естественный биоритм, и нарушать его - подрывать собственное здоровье. Конечно, можно оправдать это нехваткой времени, но - у вас же есть время днем, когда вы отсыпаетесь после ночи.

    Лучше тренироваться КАЖДЫЙ день по 3 часа, чем один день 12, другой - 1, третий - смотреть фильмы или играть в другие игры. Ежедневная, не слишком утомляющая тренировка дает более плодотворные результаты, чем сидение сутками до переутомления. Тем более такой режим недопустим перед чемпионатами.

    Киберспорт - молодой, развивающийся вид спорта, но это все же профессиональный спорт. Хотя это пока не все понимают, но скоро будет рулить не только твое личное умение играть, но и отношение к тренировкам, к своему здоровью, к режиму дня и даже к питанию. Как и в большом спорте.

    Когда ваша команда начнет тренировку, не допустите одну из рапространенных ошибок: двое сильнейших играют друг с другом, а слабые - между собой. Распределите игры между собой так, чтобы и слабые получили возможность поднять свой скилл. Сегодня слабые, а завтра - сильные, и они будут помогать забраться повыше вчерашним сильным. Как у альпинистов: товарищ подтянул тебя повыше, ты помог подняться ему.

    Подходите к тренировкам конструктивно: например, проиграл кто-то игру, может быть, на батлнете или в тренинге - сохраните дему, посмотрите вместе, пусть проигравший сделает вывод, и его тиммейтор попробует сделать то же самое, пусть учится бороться против такой стратегии, пока не получится. Отрабатывайте так каждый момент. Многие вещи нужно просто «задрачивать». Например, рассылку рабов на минералы в Стар Крафте, крипинг в Варике и т. д. Здесь даже и не нужен партнер для тренировок. Старайтесь, чтобы каждый в команде делал свое дело и каждый старался быть учителем и учеником для тиммейтора.

    Создавайте карты для тренировок и микроконтроля, качайте демы из инета, делитесь опытом с начинающими игроками - потом, возможно, кто-то из них усилит ваш клан. Не надо бояться и говорить, что у вас нет перспектив, нет спонсора, нет поездок на чемпионаты. Теперь, когда появилось WCG, почти у каждого есть возможность попасть на чемпионат мира и показать там свой уровень. Проблема как раз заключается в основном в скилле ваших игроков, а не в невозможности его проявить. Не надо так сильно опасаться столичных игроков и говорить, что у них отличный и-нет, поездки, зарплата, а у нас - ничего. История киберспорта, да и большого спорта, знавала немало примеров, когда фавориты проигрывали аутсайдерам, «темным лошадкам». Нет ничего невозможного. Если вы поставите перед собой серьезную цель, то вы ее добьетесь.

    Если получится, «крутите» на спонсорство родителей, фирмы ваших знакомых и т.д. Деньги-то часто бывают нужны, в общем-то, небольшие: на поездку на чемпионат в другой город, на оплату интернета.

   

    5. Подготовка к чемпионату

    И вот наступил, наконец, этот самый волнующий момент - чемпионат. Первый ли раз участвует игрок в нем или в десятый, он все равно будет волноваться. Не верьте тому, кто говорит, что ему все равно. Волнуются все, и чем важнее чемпионат, тем сильнее. Волнение, или мандраж, - это очень опасный фактор, и вы должны постараться превратить его в своего друга, а не врага. Бывает дикий мандраж, который не дает играть, у вас трясутся руки и отключается мозг. То есть вы видите что-то на экране, что-то делаете, но вы не видите игру дальше текущего момента. Как будто уперлись в невидимую стенку и не можете сдвинуть ее. Как правило, результатом бывает проигрыш.

    Как избежать опасного мандража? В первую очередь обратите внимание на свою подготовку. Не надейтесь выиграть «на халяву» - такая победа не принесет вам ни настоящей радости, ни хорошего опыта. Постарайтесь продумать каждую предстоящую партию. Вы должны знать, что вы будете делать на любой карте, против любой расы. То есть знать - это не значит, что вы должны заранее выбрать какую-то статичную стратегию, но то, как примерно будет складываться ваша игра, вы должны продумать. У вас всегда должны быть запасные варианты. Если вы рассчитываете, что на этой карте вы пойдете и захватите эксп и т.д., вы должны также знать, что вы будете делать, если эксп не удастся захамить. Когда вы все продумаете, все систематизируете и аккуратно «уложите» в свою голову - вот тогда-то у вас и появится хорошая, плотная уверенность. Эта привычка все систематизировать должна вас не покинуть и в тот момент, когда вы, возможно, проиграете одну игру на чампе. Не паникуйте. Соберитесь, постарайтесь понять, почему вы проиграли, быстро сделайте выводы.

    Перед чемпионатом у вас должны быть размяты пальцы. Советую вам за неделю до чампа каждый день с утра играть по 3-4 партии в Reflex или в любую подобную игру. Можно просто поиграть с компом, покликать. Кстати, за несколько дней до чампа, если он будет утром, вставайте пораньше, привыкайте к такому режиму, чтобы сместить ваше время и потом не зевать с утра. За день до чемпионата лучше вообще не играть. Займитесь чем-нибудь другим, погуляйте в парке, посмотрите фильм, только не отдыхайте слишком активно и не встречайтесь с девушкой :). Пораньше ложитесь спать: ведь вы, возможно, из-за волнения не скоро уснете. С утра - легкая физическая зарядка, 15 минут Reflex’a, если есть возможность, разомнитесь в старик с партнером или с компом - и на чамп. Если чувствуете себя слишком сонным - выпейте чашку кофе, но только одну, и потом в течение дня больше не пейте. Кто-то говорит, что ему кофе помогает, но мне - нет, потом слишком большое возбуждение, трудно сосредоточиться.

    На самом чампе главное - это умение ждать. На нем очень многое решается, все готовы прямо сейчас сесть и играть, но не бывает коротких чампов. Приходится ждать, и ждать, и ждать. Здесь нужно выдержать и не перегореть, даже если время уже за полночь. Перед каждой игрой сосредоточьтесь, сходите помойте руки горячей водой с мылом, просушите их под феном (это серьезно, руки не должны быть холодными). И вперед.

    Никогда перед чемпионатом не говорите, что вы его выиграете или что вы на нем выиграете того-то и того. Этим самым вы подсознательно берете на себя обязательство, которое будет давить на вас. И тем более, если вы проиграете, это будет выглядеть некрасиво. Такими публичными заявлениями вы, конечно же, можете подорвать волю некоторых не очень устойчивых игроков, и они, возможно, станут больше мандражить при игре с вами, но действительно сильных противников вы только разозлите.

    Также не обращайте внимания на тех, кто делает такие заявления. Вообще, меньше прислушивайтесь к голосам тех, кто много о себе говорит: как правило, это неустоявшиеся игроки. Многие молодые геймеры с детской и еще неустойчивой психикой после первых успехов чувствуют себя великими отцами. Думают, что это навсегда, и начинают вести себя соответственно. Но, как правило, жизнь ставит их на свое место.

    Если вы выиграете - не надо слишком поддаваться радости победы. И постарайтесь проконтролировать себя: как вы стали относиться к другим людям после победы, не изменилось ли в чем-то ваше поведение. «Звездность» - одна из самых страшных болезней, которая может овладеть человеком. И не так трудно стать чемпионом, как удержать потом этот титул. Тот, кто после победы перестает как следует трениться, перестает играть с другими игроками из опасения проиграть и слегка «затемнить» свой чемпионский блеск, вряд ли выиграет следующий чамп. И помните: самые полезные выводы мы извлекаем из своих поражений, а не побед.

    Если же вы потерпели поражение - не надо ставить крест на игре, если вы, конечно, к ней относитесь серьезно. Не сдавайтесь. Сидите, тренируйтесь, учитывайте все свои ошибки. Помните: без систематического упорного труда вы не добьетесь серьзных успехов. И не надо брать пример с игроков, которые, почти не тренируясь, с легкостью выигрывают чампы или всех убивают без шансов после алкогольной ночи. У вас свой путь, свой подход, и он более правильный. Как бы удача от вас не отворачивалась, в конце концов, придет ваше время. Игра - это всего лишь игра, но в будущем жизнь будет ставить перед вами и более сложные препятствия, которые надо будет преодолеть. И если вы отступите сейчас, возможно, и потом вам не хватит мужества и выдержки одержать победу, не сдасться.

    Но все-таки помните: нельзя делать из игры идола и приносить ему в жертву семью, любовь, друзей. Как бы вы сильно не хотели выиграть, вы не должны ради этого жертвовать человеческими отношениями, не должны совершать подлость. Лишь тот сможет взойти на вершину, кто сможет от нее отказаться.

    Игра, в первую очередь - это не война с другими игроками, это борьба с самим собой. Мао Цзе-Дун сказал: «Великое наслаждение - покорить землю, вдвойне великое - покорить небо, но величайшее наслаждение - покорить самого себя». Если вы добьетесь успеха в этой борьбе, все остальное не будет для вас сложным.

   

    6. Мышь в Стар Крафте и волшебный APM

    Конечно же, одним из самых важных инструментов для Стар Крафта является мышь. Наушники подойдут почти любые, многие играют на дефолтных, клава - практически любая хорошая, например Mitsumi Millenium или Genius. Но вот выбор мыши - это очень важно. Это то, как будет чувствовать себя ваша рука, это точный клик, это надежность во время важных игр или чемпионатов.

    В последнее время огромной популярностью стали пользоваться оптические мыши. Насмотревшись на «отцов», оптику стали брать все подряд, причем очень многие не разбираются в том, как отличить хорошую мышь от плохой. Никогда не берите дешевую оптику, ниже 20 долларов например. Подавляющее большинство таких мышей - красивая коробочка с дешевым сенсором. Но есть несколько фирм, выпускающих действительно качественный товар.

    Logitech. Наверное, лидер среди производителей мышей. Наиболее удачная мышь, на мой взгляд, MX-500. Она имеет очень удобную форму (сама ложится в руку) и превосходный сенсор. Такая мышь отлично подходит и для стратегий, и для квейка/каунтера. Недостатки: многим она кажется слишком большой и тяжелой. Последнее легко исправляется удалением из мышки груза, процедура несложная и интуитивно понятная.

    Очень многие стратеги предпочитают MX-300: она обладает правильной формой и небольшими размерами. Мышь, конечно же, тоже отличная, но, на мой взгляд, не такая удобная, как пятисотка. Новая модификация этой мыши - MX-310.

    Еще удачные модели - ClickBoom и старенькая, но тоже неплохая Black Optical, к сожалению, у нее частенько отказывает правая кнопка, по которой крафтеры очень любят колотить :).

    Следующая фирма - Microsoft. Одно из самых распространенных семейств - IntelliMouse. Версия 1.0 отличается правильной, продолговатой формой, очень легкая, хороший сенсор. Многие стратеги ее любят за простоту и невысокую цену. Остальные модели, которые я видел (например 3.0), наверное, все-таки больше подходят для игроков в экшен-игры, слишком большая и специфически изогнутая форма, трудно держать ее только 2 пальцами, как многие любят делать. И конечно, хит в семействе Microsoft - BlueMouse. Удобная правильная форма, чем-то напоминающая митсуми, хороший сенсор.

    Из остальных мышей, наверное, есть хорошие модели, но мне такие неизвестны. Небольшое примечание: не стоит покупать беспроводную мышь, чувствуется небольшая задержка, и сенсор ведет себя как в дешевой подделке: он сбивается при быстром перемещении.

    Как самому проверить качество сенсора: поставьте курсор мыши на центр и начните быстро водить мышкой вправо и влево на равные расстояния, не отрывая ее от коврика. Если после того, как вы снова перевели мышь в центр ковра, курсор так и остался в центре, не сместился ни в сторону, ни вверх/вниз - сенсор хороший. Также попробуйте резкие одиночные рывки в разные стороны, посмотрите, не сбивается ли курсор.Только не переусердствуйте - ориентируйтесь на реальные игровые ситуации. Не забывайте: оптическую мышь лучше подключать через USB -порт.

    Другой вопрос: какую мышь выбрать для Стар Крафта? Оптическую или механическую? Как ни странно, но при всем преимуществе хорошей оптики (не сбивается курсор, не надо ее чистить и т.д.), мне кажется, что механика для Стар Крафта лучше. Я не могу этого объяснить, но когда я играл в старик на митсуми, то микро было лучше, лучше чувствовал свои войска и контроль перемещения по экрану. И в Reflex мой рекорд на митсуми 554000, а на MX-500, которую я использую при игре в Вар Крафт, - около 540 тыс. Мой соклановец Shweq[R.A.] был ярым приверженцем MX-500, пока он ее не потерял, и потом был вынужден до покупки новой мыши играть на своей старой митсуми. И она так ему понравилась, что он так и стал играть на ней, показывая чудеса скорости и микро :). И еще один, наверное, самый убедительный, аргумент: почти все корейские «отцы» старкрафтеры играют на механических мышках, а уж они-то знают в этом толк :).

    Какую механику выбрать? Во-первых, это 2 вида митсуми: совсем старая, без третьей кнопки, и чуть поновее - со скроллом в виде рычажка. Они, по-моему, уже не продаются, но при желании можно достать. Во-вторых, Microsoft, но не дубово-изогнутая, а маленькая, правильной формы, со скроллом, стоит около 8-10 долларов. Причем механические мыши одной модели довольно сильно отличаются друг от друга. Постарайтесь подобрать наилучшую, ту, у которой курсор не сбивается слишком сильно.

    Многие обладатели механической мыши используют при игре программку Ps\2rate. Она позволяет сделать движения мыши более сглаженными. Я лично ее не использовал, возможно, вам она поможет.

    Коврик имеет смысл брать матерчатый, для оптики - лучше черного цвета, достаточно тяжелый, чтобы хорошо держался на столе. Пластиковые коврики, на мой взгляд, чересчур скользкие и очень плохо подходят для механики. Если хотите чего-нибудь подороже, возьмите матерчатый X-track. И не забывайте: главное - это скилл. Никогда не забуду, как здорово контролил Boxer, играя в практик-руме на какой-то дефолтной, совершенно мертвой мышке, и к тому же без коврика.

    Теперь немного о «волшебной» аббревиатуре - АРМ. Что это значит? АРМ - action per minute, то есть количество действий, совершенных игроком в игре за одну минуту. Измеряется программой Bwchart, которую вы можете скачать практически с любого кибер-сайта.

    Помогает ли АРМ в игре, решает ли он? Это излюбленная тема для обсуждения на многих sc-форумах. Трудно ответить на этот вопрос категорично. Есть много игроков с небольшим АРМ, играющих очень хорошо, и с огромным АРМ, но слабеньких. Наверное, можно сказать так: в Стар Крафте желательно иметь АРМ не меньше 150. Иначе вам просто будет очень трудно контролировать игру в достаточно развитой стадии. Причем это должен быть «естественный», полезный АРМ, а не нарочно набитый за счет совершения большого количества ненужных действий. На самом деле почти любой игрок сможет иметь АРМ за 300, если он будет просто постоянно перебирать свои войска, посаженные на горячие клавиши. Кстати, многие корейские «отцы» так и делают, поэтому у многих из них такой высокий АРМ. Но трудно назвать это бесполезным в их случае, так как это помогает держать юниты под контролем, постоянно их перебайндивать, перемещаться по карте c большим количеством войск. Пальцы как бы постоянно находятся в боевой готовности, все время проверяют байнды, все время контролируют ситуацию.

    В то же время многие «отцы»-европейцы игнорируют высокий АРМ (например тот же Fisheyе, второе место на WCG 2003, имеет АРМ примерно в районе 130-150).

    Трудно сказать, какой подход правильнее. Здесь, как мне кажется, все зависит от личных характеристик игрока. Только одного надо избегать: играть ради высокого АРМ, в ущерб самой игре. Можно попробовать поднять АРМ, нарочно поиграть некоторое время быстро, но, если вы не можете привыкнуть, лучше играйте, как вам комфортнее. Чемпионом вас высокий АРМ не сделает, а играть вы станете хуже. Но опять же несколько игроков, которым мы советовали играть быстрее и которые играли быстро ради самого АРМ, впоследствии начинали реально лучше контролить, лучше микрить.

    Кстати, когда какого-то игрока спрашивают, какой АРМ он считает самым лучшим, необходимым для хороший игры, он, как правило, называет свой :). Сколько игроков - столько и мнений. Поэтому обращу ваше внимания, что это только имхо; для Стар Крафта средний АРМ - 140-150, хороший - 200+; для Вар Крафта средний 120-130, хороший 170-190. Хотя у нас в городе, например, очень много варкрафтеров с АРМ - 200+, а старкрафтеров с высоким АРМ мало.

   

    7. Как тренироваться на Battle.net’e?

    Многие игроки сталкиваются с очень большими проблемами при тренировках в батлнете. В первую очередь вам необходим лицензионный Стар Крафт или хотя бы cd-key. Тот, кто хочет, всегда найдет: можно выпросить или купить его у добрых людей на форуме, у многих пылится Стар Крафт после того, как они перешли на Варик. Лучшие сервера для тренировок - это, конечно же, West и Europe. На Европе существует очень удобная система WgTour. Зайдите на сайт www.wgtour.com, зарегистрируйтесь и играйте. Система рейтинговая, так что противники, равные и превосходящие вас по скиллу, всегда найдутся.

    Но мы в основном тренились на West’e. Там система еще проще, не нужно никакой регистрации, но с противниками договориться немного сложнее. На West’e играет очень много корейских игроков, в том числе всемирно известных госу. Заходите на каналы brood war kor-namomo, op hyo-, op inca, op is-, op t.3-, op sg-, clan -nc, clan -dak, brood war kor-nexus. Курсивом выделены лучшие, на мой взгляд, каналы, во всяком случае самые многочисленные. Ищите игроков, для начала подойдут любые, и начинайте играть. Как только нарвались на сильного противника, которому проигрываете, занесите его во френд-лист, договоритесь о дополнительных играх. Заходите почаще на клановые каналы, там вы можете «увидеть» и очень известных корейских отцов. Здоровайтесь, общайтесь, не беда, что поначалу вам не будут отвечать. Корейцы - довольно дружелюбный народ, и если вы помозолите глаза хорошим игрокам в течение нескольких дней, с вами сыграют. Помните, что в Корее очень много сильных игроков, о которых вы даже не знаете. Через своих новых друзей вы сможете сыграть со многими из них. Главное - упорство и be manner. Побольше общайтесь, и с вами обязательно будут играть, присылать репы с закрытых корейских лиг, давать полезные советы. Не волнуйтесь, если у вас плохой английский, корейцы сами в большинстве своем знают его довольно плохо. Только не будьте слишком настойчивыми, прилипчивыми как банный лист. Если отказали в игре, значит, имеются на это свои причины, попросите сыграть позже.

    Если вам нужно потренить перед чампом какую-то определенную карту, вы всегда можете попросить своих друзей поиграть с вами на ней.

    И еще одно: забейте на статс. Нет, конечно же, если вы договариваетесь играть с незнакомым игроком, это, может быть, и немного решит, но в основном впоследствии вы будете играть с друзьями и через них. Так что смело выходите из игры, когда вы обсервер, не дожидайтесь, пока с вами заключат альянс и т.д. И обязательно пишите gg в конце, как бы вас не разозлило поведение противника.

    Полезные для каждого старкрафтера сайты ( здесь можно и нужно качать свежие демы) :
    www.replays.net
    www.broodwar.co.yu
    А здесь свежие новости на русском языке из мира киберспорта в целом, и Стар Крафта в частности:
    www.cyberfight.ru
    www.progamer.ru
    www.d4.ru
    www.starcragt.org.ru
    www.broodwar.ru
    www.broodwar.kiev.ua
    www.stormwave.ru
    www.starcraft.ru
    http://sc.reps.ru/


    8. Этика общения в Battle.net’e

   

    Battle.net наполнен совершенно разными людьми. И большинство из них, конечно же, дети и подростки. Сложный период взросления, проблемный возраст, да и культурный уровень у большинства из них невысок. Как избегать конфликтных ситуаций и сберечь свои нервы в общении с ноуманнерами, которых развелось просто огромное количество в последнее время?

    Вот простой рецепт, им постоянно пользуется мой соклановец Hasar[R.A.] (он играет в Вар Крафт). Как только противник начинает его обзывать, материть и писать ему всяческие неприятные вещи, он отправляет ему смайлик - обычную улыбочку. Противник злится и заливается еще пуще. Еще улыбочка. И так до тех пор, пока агрессор не улыбнется в ответ или, кипя от злости, не выйдет из игры. Очень действенный метод. И совершенно не портит нервы.

    Недавно играл в Варик по батлу, и мой противник недоконтролил, и я почти на халяву слил ему бистмастера. И сразу пошло-поехало - lol, f...... lucker и т.д. В ответ я написал: «Yes, luck. Sorry». Он устыдился, извинился и вышел из игры. Если человек не успокаивается, есть еще один метод: полностью с ним соглашаться и слегка иронизировать. Например, вам пишут, когда вы выигрываете: u noob. Вы отвечаете: да, мол, я нуб, ты госу. Но я выиграл. И улыбочку. Тот злится, опять пишет, что тебе проперло и т.д. Ты снова соглашаешься и снова делаешь упор на то, что ты выиграл. Против фактов не попрешь, и ваш оппонент, бессильно давясь слюной, выдет из игры. А вообще, есть волшебное выражение, введенное в обиход, если не ошибаюсь Priest’ом: «thx and ignore». После этого можно спокойно прописать /dnd. И забить на этого игрока. Ваши нервы целее будут.

    Сами же вы всегда удерживайтесь от того, чтобы оскорбить игрока, которому вы проиграли. Умейте проигрывать достойно. Лучше выскажите все, что вы думаете, своему монитору, не портьте другому человеку настроение.

    И лучше не угрожайте перенести инетовские разборки в реал. И не только потому, что чаще всего это неосуществимо. Просто сам интернет предлагает возможность не общаться с тем лицом, которое вам неприятно. Лучше просто гордо проигнорировать оскорбившего вас, не унижаясь до словесного препирательства и угроз. Ничто так сильно не действует, как молчание.

    Еще один совет для начинающих игроков: если вы пришли в клуб, где играют общепризнанные госу, и попросили об игре, - не сохраняйте реплэев, в которых вы выигрываете. Если все-таки хотите его сохранить, спросите разрешения у вашего оппонента. И тем более впоследствии не выкладывайте эти реплэи в интернет. Я сам когда-то совершал подобные ошибки; поверьте, это ноуманнерный поступок. И тем более не указывайте своему противнику на его ошибки, если он, конечно, сам об этом не попросит. Это поможет вам сохранить хорошие отношения с сильными игроками, которые, возможно, впоследствии станут вашими спарринг партнерами.

    Когда же вы сами будете считаться хорошим игроком, «отцом», не отказывайте в игре, когда вас просят сыграть не очень сильные игроки. Сыграйте пару партий, это в чем-то ваш долг, вспомните то время, когда вы сами хотели сыграть с «отцами». И не стоит играть с заведомо более слабым противником на деньги. Это выглядит не очень красиво, ведь вы знаете, что играете лучше. Даже если он сам предлагает играть на деньги, предложите сыграть ему просто так, только если уж он будет настаивать, можно согласиться. Многие начинающие игроки часто боятся отказа сыграть и поэтому хотят играть на деньги, чтобы вам не было скучно, чтобы не обязывать вас. Хотя среди них попадаются и игроки, реально думающие, что они научились играть хорошо, тренируясь с компом. Но и их можно понять. Практически все проходили когда-то через эту стадию, и ваша задача не вытянуть из них несколько долларов, а помочь им в чем-то, разъяснить их ошибку. Помните, что сильный игрок - это всегда пример для более слабых, для молодых игроков. И не только в плане игры, но часто и в поведении. Постарайтесь послужить хорошим примером, а не выглядеть кучей ходячих понтов.

   

    9. Словарь некоторых выражений и сокращений, используемых при игре в Battle.net’e

    Nomanner, nm, bad manner - невоспитанный, неприятный в общении человек; человек, совершающий неблаговидные поступки
    mannerman или manner - хороший человек
    be manner, mannergame, mg - веди себя прилично, пожалуйста
    disker - игрок, который разрывает связь при своем поражении
    desc, description - информация, которая выводится при щелчке на иконку игрока
    no chat, nc - вас просят не отвлекать писанием сообщений
    plz, pls - please
    sry - sorry
    cya - увидимся
    bb - bye, bye
    gg, good game - заметьте, пишет проигравший победителю, наоборот - дурной тон; иногда пишется перед началом игры, в основном корейцами
    gl - good luck
    hf - have a fun
    fu - оскорбление, догадайтесь какое
    lol, rofl - очень смешно, часто употребляется в ироническом смысле
    mh, huk - противник намекает на то, что вы используете мэп-хак, программку, которая убирает туман войны
    f4 - пишут, когда вам скачивается карта; бытует поверье, что если давить на f4, карта скачается быстрее
    omg - о, господи; противник поражен вашим микро или вашей удачей
    cr, create - вам предлагают создать игру
    j, join - присоединяйтесь к игре
    name,rn, room name - имя созданной игры
    Как правило, игры создаются с паролями, пароль указывается после двойного слэша, например inca\\245.
    ffa, free for all - в тимплэе обозначает, что вы можете делать все, что хотите
    ff, for fun - для удовольствия, несерьезно
    TT, T.T - сожаление, смайлик, обозначающий плач
    lucky pos, lucky position - удачное расположение вашего респауна по отношению к респауну противника
    re, rematch - ответная партия
    mb - может быть
    wtf? - что случилось?
    dunno - не знаю
    hz, x3 - не знаю, забей
    imho - по моему скромному мнению
    np - no problem
    nope - нет
    u - you
    u2 - тебе того же, или ты тоже
    w8 - wait, подожди
    4 - for, для
    2 - to
    thx - спасибо
    go su - сильный игрок, отец
    cho go su - очень сильный игрок, лучший
    cho bo, noob, lame - слабый игрок
    ha su - средний игрок
    newbie, nb - новичок
    ppl - people
    ch, channel - канал
    pro, progamer - профессионал
    skill - умение играть, опыт
    gw - good work

   

    10. Сленг Стар Крафта

    В Стар Крафте существует свой довольно развитый и сложный сленг, странная смесь терминов из игры, английских слов и русских прозвищ, данных тем или иным юнитам или действиям в игре. Попробуем рассмотреть некоторые из них. Те выражения и обозначения, которые понятны интуитивно, например гидра и т.д., мы рассматривать не будем.

    Юниты и здания
    Zergling - собачка, линг
    Mutalisk - мута, птичка
    Overlord - овер, корова
    Scourge - скурдж, бич
    Ultralysk - ультрал, мамонт, слон
    Sunken - санка, язык
    Hydralysk Den - ден
    Spawning Pool - пул, пруд
    Defiler - скорпион
    Lurker - люра, паук, подкоп
    Guardian - гвард, краб, бомбер
    Devourer - деворер, варенье (видимо, из-за цвета, в который они окрашивают вражеские юниты :))
    Creep - слизь (зерговская почва)

   
    Dragoon - табуретка, гун
    Photon Cannon - фотонка, пушка.
    Archon - шарик, колобан, пузырь
    Reaver – жук, гусеница
    Probe - пробка
    Templar Archives - темпларятник
    Interceptors - мошки
    High Templar - псих, темплар
    Observer - обс, лампочка, очко
    Leg Enhancements - ноги зилотам
   
    Marine - маринес, морпех, мар, моряк
    Siege Tank – осадник, разложенный танк
    Wraith - истребитель, врэйс, вратха
    Battlecruiser - баттл, крейсер
    Science Vessel - вессель, очко, весло
    SCV - эссивишка
    Dropship - дропник, транспорт
    Goliath - гал
    Vulture - вультура, валчер, минер, сапер, машинка
   

    Термины
    Хайграунд - возвышенная местность, чаще всего имеется в виду скала над предлокацией
    Клифф - скала, чаще всего над предлокацией
    Рампа - хайграунд над чек-пойнтом
    Чекпойнт - узкий проход на основную локацию
    В принудиловку - заставлять ваши войска атаковать что-то конкретное, например важное вражеское здание
    Кастать - использовать заклинания
    Психовать - использовать пси-шторм
    Харассить - упорно досаждать врагу, заниматься диверсиями, чаще всего на экономике
    Спилить - уничтожить здание
    Фокус-фаер - сосредоточенный огонь всех юнитов в одну цель
    Аттачить - атаковать одну цель
    Мэйн - главная база либо та локация, где она должна находиться
    Захамить - занять локацию
    Предлок, натурал, доб - ближайшая к вам локация
    Минеральная локация, минеральник - (на LT) вторая, ближняя к вам, локация без газа
    Эксп, экспаншен - дополнительная локация, на которой игрок добывает ресурсы
    Нычка - то же, что и эксп
    Контрол, пачка, пакет, бригада - 12 юнитов, выделенных в один отряд
    Слить - употребляется в нескольких смыслах: или вы сливаете противнику партию, то есть проигрываете ее, или вы его сливаете, то есть выигрываете. Можно сливать войска или слить войска противника. Еще один смысл: вы нарочно сливаете, чтобы не показывать своих стратегий, поддаетесь.
    Микро, контроль - микроуправление
    Лопата, мешок - игрок, считающийся неплохим или просто играющий серьезно, но имеющий большие проблемы с руками или с мышлением, не позволяющими ему стать профессионалом.
    Задрот - употребляется в нескольких смыслах. Первое: игрок, который старается добиться своей цели исключительно за счет упорства, за счет большого количества тренировок, не принимая во внимание мышление и т.д. Второе - игрок делает ставку на «задроченность», то есть он отточил какую-то страту или микро и за счет этого старается выиграть, выиграть бездумно. Третий смысл - положительный. Часто про кого-то говорят с уважением «Он - задрот», то есть он умеет делать то, что другим не под силу, или просто очень сильно играет, или настолько много и серьезно тренируется, что это не может не вызывать восхищения.
    Чешка - слабенький игрок, жертва.
   

    Special Thanks

    Автор выражает огромную признательность тем людям, которые помогали нашему клану встать на ноги, которые поддерживали нас в трудную минуту. Вот их имена:

    Владимир «Matrix» Тян, владелец клуба «Аризона»;

    Юрий «Boss» Кулиняк, владелец клуба «Нирвана»;

    руководство интернет-кафе «Samsung», в частности:

    Данияр Амиров,

    Святослав Аниховский,

    Арыстан Махмутов,

    Михаил Пивоваров

    и многие другие операторы и служащие;

    руководство представительства компании «Samsung» в Казахстане:

    Серик Амиров,

    Также я хотел бы выразить благодарность всем игрокам клана Red Army, которые помогали мне в работе над руководством, тестили стратегии, давали полезные советы. Это и такие старые игроки, как Gelo[R.A.], Le_Max[R.A.], LadJack[R.A.], Maroder[R.A.], с которыми я начинал играть несколько лет назад, и более молодое поколение, в частности Newbie[R.A.], Dragon[R.A.], Sander[R.A.], и, конечно же, современный состав Red Army по Star Craft’ у: Shweq[R.A.], Reality[R.A.], Life[R.A.], Dreamer[R.A.], Tsunami[R.A.], Titan[R.A.], Moon[R.A.] Особенно хотелось бы отметить Shweq’a, моего постоянного спарринг-партнера, так как значительная часть главы «Зерг на зерг» была написана, исходя из игр с ним и его советов.

    Большое спасибо всем старкрафтерам Алма-Аты, в играх с которыми собрана большая часть информации, представленной в этом руководстве. К сожалению, перечислить их всех не представляется возможным, поэтому ограничусь упоминанием о Moby, который помог мне своими советами в то время, когда он был лучшим зергом Казахстана.

    Спасибо всем, кто помогал нашему клану пробивать «халяву» в клубах, доставал воды и демки, обеспечивал технической поддержкой. Это такие люди как Hasan[R.A.], Shark[R.A.], Le_Max[R.A.], Annigilator[R.A.] и многие другие.

    Также выражаю признательность старым игрокам старкрафтерам, благодаря которым у многих появился интерес к этой игре, например кланам KZ и IPK, CR (в частности Абдуллу), игрокам Eleria(God_Ra), Shadow, Sam_Site. А также клубам Tastak, CyberPunk и их руководству.

   

    Телефоны для связи с автором: (8-3272)30-17-84, 8-333-2440083, e-mail: redarmy@rambler.ru
Используются технологии uCoz